Первый письменный источник наших представлений о музыке
и музыкантах той эпохи - это
Древнеегипетские тексты. Сюда еще примыкают
изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов -
изображения, которыми богаты гробницы фараонов. Огромное значение
имеют данные археологии. Детальное обследование
найденных инструментов могут раскрыть и характер музыки. Наконец до нас дошли сведения древнегреческих и римских писателей, оставивших описание
быта, нравов и обрядов египтян. Музыке отводилось значительное место в повседневной жизни всех слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов
встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по
представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в
потустороннем мире.
Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так,
первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-певец,
флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов. Противоречие между массой изображений
музыкантов и почти полным отсутствием
источников, характеризующих систему нотной записи. Пение и игра на арфе и лютне вообще
входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа - музыкантов были не
только египтяне, но и чужеземцы.Даже самые ранние изображения
египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а
также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении
всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление
В
Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и
кифар (кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире),
которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей
изменялся. В ансамблях увеличиваемся значение ударных инструментов - барабанов,
бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Музыка стала ярче, шумнее и резче. Характерной особенностью большинства
свидетельств является подчеркивание консервативного характера древнеегипетской
музыки, незыблемости ее традиций. Геродот писал: "Придерживаясь своих
местных отеческих напевов, египтяне не перенимают иноземных". Это сообщение важно и в том отношении, что является
доказательствам заимствований древними греками элементов египетской музыкальной
культуры. Последовавшая затем эпоха Позднего Египта и греко-римского
господства привнесла много новых веяний и в египетскую музыку.
Древнеримская
музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в
жизни римлян. Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные
зрелища (бои гладиаторов, казни) шли
под звуки труб, рогов и других инструментов. Древнеримская музыка существовала
в единстве с другими видами искусства.
История
Возникли музыкальные жанры, связанные с бытом. В Риме было
популярно пение поэтических произведений таких поэтов, как Горация, Вергилия и
др., которые пелись в сопровождени щипковых инструментов Гораций называл
свои оды «словами, которые должны звучать со струнами».
Инструментальная
музыка Древнего Рима значительно развилась благодаря театральному жанру
пантомимы: танцор-солист выступал под аккомпанемент оркестра и хора. Римский
философ отмечал, что в театрах иногда было больше исполнителей, чем
зрителей. Некоторые спектакли, перенесённые из Греции в Рим, теряли свою изысканность и носили
развлекательный характер.
В конце 1 века н. э. император Домициан основал
капитолийские состязания, участники которых состязались в пении игре на кифаре,
авлосе. Популярностью пользовались концерты виртуозов. Император Нерон ввёл
«греческое состязание», в котором выступал в качестве певца, поэта и кифареда.
Музыкальная культура в поздний период приобрела черты помпезности. Распространилось
христианское пение.В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Некоторые богачи имели на содержинии оркестры
рабов. Члены богатых семей обучались пению или игре на каком-нибудь
инструменте. Не одно празднество не проходило без музыкальных инструментов.
Большой популярностью пользовалась профессия учителя музыки.
Музыкальные
инструменты
В
Римской империи получили распространение греческие музыкальные инструменты,
перевезённые в Рим после покорения. Наиболее распространёнными инструментами
в Древнем Риме были кифара и гидравлос. Наряду с ними популярностью
пользовались разновидности арфы и щипковой лиры. Использовались духовые инструменты. На празднетствах использовалось множество музыкальных инструментах.
Древнегреческая музыка, музыка Древней Греции - составная часть
одной из древнейших музыкальных культур мира. Оказала значительное влияние на дальнейшее развитие европейской музыкальной
культуры. Из
греческого произошло само слово «музыка» (буквально - дар муз).
Источники
изучения
До
нашего времени древнегреческая музыка дошла до нас лишь в виде фрагментов
нотных записей, выполненных греческими и финикийскими буквами. Сведения о древнегреческой музыке также
берутся из литературных источников, теоретических трактатов древнегреческих
мыслителей и изобразительного искусства. В поэмах Гомера, говорится об использовании музыки в
трудовых процессах, религиозных церемониях и народных праздниках. Музыкальная нотация выполнена строкой отдельных символов, стоящих над основным
строкой - текстовым.
Музыка
и мифология
Музыка нашла свое отражение в древнегреческой мифологии.
Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с
именем мифического силена Марсия, который вступил в музыкальное состязание с
Аполлоном, проиграв его. Самым
известным мифом, отсылающий к давней эпохи, миф о певце Орфее, сыне фракийского
речного бога Эагра и музы Каллиопы, игра которого на золотой арфе очаровывала
не только людей, но и зверей, деревья, скалы. По преданию, Орфей отправился в
ад, чтобы спасти погибшую от укуса гадюки жену - нимфу Эвридику. Игра на флейте
позволила ему очаровать Харона, который согласился перевезти Орфея через Стикс,
однако нарушив запрет не смотреть на жену до возвращения домой, Орфей навсегда
потерял Эвридику и впоследствии погиб сам. Этот сюжет использовали
древнегреческие драматурги (Эсхил, Еврипид), а в новое время - ряд оперных
композиторов ( К. Монтеверди, Глюк и другие).
В
музыкальной практике существовали многочисленные разновидности инструментов.
Среди струнных инструментов преобладали щипковые.
•
Форминга
•
Лира
•
Кифара
•
Самбика (или самбука)
•
Псалтерий (буквально -
«перебираю струны»)
Среди
духовых инструментов встречаются как язычковые, так и флейтовые:
•
Авлос
•
Флейта Пана
Ударные
инструменты пользовались меньшей популярностью, чем струнные и духовые.В 3-2
веках до н.э. в Греции появился предшественник современного органа - гидравлос,
сконструированный александрийским механиком Ктесибием.
Расцвет
музыкальной культуры
Рост полисов привел к развитию хорового пения под аккомпанемент духового
инструмента. Вместе с авлосом вошла в употребление металлическая труба.
Постоянные войны стимулировали развитие военной музыки. Вместе с тем развивается и лирическая
поэзия, которая выполнялась под сопровождение музыкальных инструментов. Классиком хоровой лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор
гимнов, застольных и победных од, отличавшиеся разнообразием форм, богатством и
причудливостью ритмов. На основе гимнов Пиндара развились дифирамбы,
исполнявшиеся на дионисийских праздниках (около 600 до н.э.).Музыка стала
неотъемлемой частью театральных действ. Трагедия становится синкретическим
видом искусства, сочетающий в себе драму, танец и музыку. Авторы трагедий -
Эсхил, Фриних, Софокл, Еврипид были
одновременно и создателями музыки. Арион выделил сольную партию с хору. Еврипид в своих произведениях ограничил
введение хорових партий. Авторы древнегреческих комедий часто использовали многострунные кифары для
сопровождения литературного текста, вводили в спектакль народные песенные
мелодии.
Учение
о музыке
В
Древней Греции развивалась также музыкальная теория и музыкальная эстетика. Основополагающим
для европейской теории музыки считается учение Пифагора, которому приписывают
установление математических соотношений между частотами колебаний отдельных
звуков и изобретение так называемого пифагорейского строя. По легенде, идея
математического объяснения музыкальных интервалов пришла мыслителю, когда тот проходил мимо кузницы, и удары молотов
по наковальне показались ему благозвучными и гармоничными. Философ взялся
изучать кузнечный инструментарий и заметил, что размеры нако имеют простые соотношения - одна превышало другую в полтора или в два раза, что соответствовало музыкальным интервалам квинты или октавы. По
другой легенде, воодушевленный благозвучное кузницей, Пифагор взялся
экспериментировать со струнами одинаковой длины, которые он прикрепил к
горизонтальной балки и стал подвешивать на них веса разной величины, которые
влияли на высоту их звучания. Другой взгляд на
акустическую сторону музыки представлен Аристоксеном, который является автором трактатов
«Об элементах гармонии», частично сохранившегося трактата «Об элементах ритма»
и сохраненных фрагментарно «О музыке», «О тонах», «О хорах».
Вопросы
музыкальной эстетики
Аристотель, который развил учение о
катарсисе, как очистке и воспитания человека силой искусства, отмечал и воспитательное,
очистительное значение музыки. Рассматривая проблемы воспитания, философ
выделял четыре искусства, которые можно считать воспитательными средствами:
грамматику, рисование, гимнастику и музыку. Роль музыки философ объяснял
следующим образом:Объяснение воспитательной роли музыки содержится и в работах
Аристоксена, который рассматривал нравственный идеал как отражение в
человеческом обществе космической красоты и космического порядка. По мнению
философа, музыка способна оказывать свое моральное влияние благодаря тому, что
она сама проникнута этой красотой и этим порядком. Если опьянение приводит в
расстройство и тело, и ум, то музыка, «благодаря присущему ей порядка и
симметрии», оказывает противоположное вину влияние и умиротворяет человека.
спасибо!
ОтветитьУдалить